|
Витамин D может предупреждать рак молочной железы
Женщины после менопаузы реже заболевают раком грудных желез (карцинома молочной железы), если у них в крови имеется высокая концентрация витамина D.
К этому выводу привели исследования одной из рабочих групп Германского центра онкологических исследований в Гейдельберге в сотрудничестве с Университетской клиникой Гамбурга-Эппендорфа.
Уже на протяжении многих лет предполагалось зависимость между концентрацией витамина D в организме и вероятностью заболеть раком молочной железы. Ныне ученые С. Аббас (Sascha Abbas) и коллеги смогли привести тому доказательства. Они исследовали витаминный статус у 1.394 женщин с раком молочной железы и сравнили результаты по тем же критериям оценки у такого же количества женщин, не страдающих раком молочной железы. Все пробантки уже перенесли менопаузу. В отличие от большинства предшествовавших исследований, в работе С. Аббас и коллег принимался во внимание не только витамин D, поглощаемый организмом из продуктов питания, но и учитывался также собственный витамин D (аутогенный витамин D), вырабатываемый в организме человека.
При этом выяснилось, что женщины, в крови которых содержалось лишь небольшое количество витамина D, были подвержены риску заболеть раком молочной железы явно в большей степени. Исследователи, однако, указывают на то, что, вероятно, у заболевших раком молочной железы женщин к низкому уровню витамина D уже впоследствии привели факторы, обусловленные лечением. Так, например, негативно сказаться на выработке витамина D могла химиотерапия или длительное пребывание в больнице.
Кроме того, некоторую роль играют и рецепторы витамина D, которые могут встречаться в различных вариантах. Повышают риск опухолей грудных желез определенные варианты рецепторов витамина D, несущие на своей поверхности рецепторы эстрогенов. Однако это не влияет на общий риск заболеть раком молочной железы.
Исследователи предполагают, что витамин D может предупреждать рак молочной железы через противодействие ростостимулирующему эффекту на опухоль со стороны женских половых гормонов (эстрогенов). Это обусловлено тем, что немалая часть карцином молочной железы являются гормонозависимыми, т. е. они имеют на поверхности опухоли рецепторы для определенных аутогенных медиаторов. Различные гормоны, такие как эстрогены способны затем стимулировать рост раковых клеток.
Источник:
Сообщение для прессы Германского центра онкологических исследований в Гейдельберге:
Витамин D und рак молочной железы (17.04.2008).